Живопис | 16 Квітня 2021
ікони | 16 Квітня 2021
Натхнення | 16 Квітня 2021

Принципы апофатики в иконописи

Несозданное по своей сути и природе не может быть передано в сотворённой форме, поэтому его нужно представить стилизованным и символическим образом. Символ трансцендентности – голубое, и для того, чтобы изобразить Божественное, которое в конечном счёте непознаваемо и недостижимо для человека, в иконописи используется способ передачи несозданного света с помощью концентрических кругов разных оттенков синего, которые темнеют к середине, становясь почти чёрными во внутренней срединной части. Это пространство представляет собой невыразимую и недостижимую тайну, присутствие Бога.

Традиция живописного изображения Божественного присутствия и Нетварного света в виде тьмы берёт начало в апофатическом богословии, которое утверждает, что, поскольку Бог непознаваем, Его можно только познать и представить, как тьму или «ничто». Есть интересные параллели между этой формой богословия и абстрактным искусством, где полнота также изображается отрицанием формы.

Архимандрит Софроний (Сергей Сахаров)

Картина Хильдегарды Бингенской